Деление косметики на "масс-маркет", "миддл-маркет" и "люкс" предложено маркетологами. Основными критериями, использующимися в этом случае, являются цена, престиж, комфортность в применении. Цена и качество в данном случае нередко не связаны между собой.
Так, при невысокой цене косметика "масс-маркет" может не уступать по качеству косметике "люкс". Во многом взаимоотношения цены и качества в данном случае зависят от того, когда и кем эта косметика используется. Для одних людей качества и возможностей косметики "масс-маркет" будет достаточно, для других – нет. Предъявлять слишком высокие требования к этой косметике не стоит. Как правило, в этой группе нет селективных средств, которые избавляют от определенной проблемы – угрей, морщин. Основное предназначение косметики "масс-маркет" – увлажнение и питание кожи, ежедневный уход за волосами, ногтями. Такая косметика имеет хорошее качество и доступна для большинства потребителей.
Косметические средства "миддл-маркет" имеют несколько линий, не только для основных типов кожи (сухая, жирная, нормальная) или волос, но и для ухода за кожей при болезненных состояниях. Однако отличительной чертой этих средств является комфортность в применении. Косметика, как правило, продается вместе с аппликаторами, кисточками и другими приспособлениями для нанесения. Кремы обычно быстро впитываются, а лаки для ногтей быстро высыхают. Цены на косметику "миддл-маркет" выше, чем на косметические средства "масс-маркет". Нередко найти границу между этими классами не удается. Впрочем, между подклассом "миддл-ап", являющимся высшей ступенью "миддл-маркета" и классом "люкс" также трудно найти различия.
Основной особенностью косметики класса "люкс" является цена. Даже самые простые средства для ежедневного ухода будут стоить в 3-4 раза дороже, чем те же самые средства "масс-маркет". Высокая цена обусловлена, прежде всего "элитностью", престижностью и более частым появлением косметических линий, созданных согласно последним научным разработкам. Другой отличительной чертой косметики класса "люкс" является присутствие селективных линий, то есть линий косметических средств, предназначенных для определенных состояний кожи или волос. Считается также, что такая косметика обладает более эффективным действием. Выпускается косметика "люкс" в ограниченном количестве и в очень качественной упаковке, о которой можно говорить как о небольшом произведении искусства.
Нередко компании выпускают как элитную косметику класса "люкс", так и "миддл-ап" и "масс-маркет". Особенно часто это происходит, когда у фирмы появляются молодежные линии (Freeman, Clear Line от Lumene, Sinergie Pure от Sinergie и др.). Нередко мнения относительно принадлежности косметики к тому или иному классу расходятся. Очевидные различия имеются лишь у косметических средств "масс-маркет" и "люкс". А вот "миддл-маркет" некоторые маркетологи даже не признают.
Что же касается натуральной косметики, то здесь чаще всего производители кое-что недоговаривают. Во-первых, нет критерия, с помощью которого можно было бы сказать, натуральная косметика или нет. Весь вопрос в том, сколько должно содержатся натуральных компонентов в косметике, чтобы она стала натуральной – 1, 2, 5, 30, 50 или 100 процентов?
Во-вторых, никому же еще никому не удавалось создать косметический продукт без добавления консервантов. Их присутствие требуется для того чтобы косметическое средство не испортилось из-за процессов окисления веществ, а также размножения микробов, которые при отсутствии консервирующих добавок могут сделать средство непригодным в течение нескольких часов. Таким образом, вряд ли стоит гнаться за натуральной косметикой, в надежде получить для себя исключительную силу природы.
Выбор должен основываться не на тех определениях, что сегодня можно услышать в рекламе, а на реальных потребностях кожи. И эти потребности кожи желательно определить вместе с косметологом.
Космецевтика
«Космецевтика» — нечто среднее между косметикой и фармацевтикой, активная косметика, которая проникает в глубокие слои кожи и влияет на многие процессы. Такую косметику называют еще лечебной или лечебно-профилактической.
Можно принимать эти термины и как названия двух разных групп косметических продуктов в зависимости от того, насколько сильный и быстрый эффект они дают и сколь серьезные проблемы могут решить (например, временное ухудшение состояния волос, связанное с нехваткой витаминов, стрессом и т.п., или болезни волос и кожи головы — такие, как себорея, очаговое облысение и т.д.). Поэтому лечебно-профилактическую и оздоровительную косметику можно считать взаимозаменяемыми понятиями, а оздоровительной косметике дать следующее определение: это косметика, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность кожи и состояние волос, служит профилактике и лечению заболеваний организма извне и делает менее заметными отдельные косметические дефекты внешности.
Цель, с которой мы применяем оздоровительную косметику, тесно смыкаются с целями профилактической косметологии. Последняя изучает проблемы предупреждения косметических заболеваний и недостатков, преждевременного старения, поддержания здоровья с помощью наружных средств и системы оздоровительных мер.
У косметологов есть выражение «Лицо — это зеркало здоровья». Эту истину подтверждают время и практика. Если вас беспокоит серый оттенок лица, значит, не помешает проверить почки, желтоватый оттенок — обратить внимание на печень, угревая супь — симптом неполадок в желудочно-кишечном тракте. С этими проблемами не стоит рассчитывать справиться только при помощи косметических средств, к их решению следует подключить врачей. Еще Гиппократ определял, что заболевания кожи могут быть связаны с внешними и внутренними причинами. Любой местный воспалительный процесс на коже вполне может оказаться признаком общего заболевания или проблем в работе тех или иных внутренних органов.
Но в то же время, кожа сама является одним из органов нашего тела, одним из самых важных органов. Это своеобразный «вход», через который активные вещества попадают в кровоток. Кожа — наши огромные легкие, орган очищения и регулирования температуры тела, кожа еще и часть мозга: она словно считывает всю информацию извне и изнутри, из настоящего и из прошлого в течение всей жизни. Об активных точках на поверхности кожи, которые являются своеобразными проекциями внутренних органов, широко известно. Таким образом, при коррекции болезненных изменений и лечении заболеваний кожи, волос и т.д. воздействовать на кожу с помощью косметических средств и полезно, и необходимо. Одно лишь применение косметики, или — ее применение в комплексе с «настоящими» лекарствами, биодобавками, физиопроцедурами, дает желаемый эффект. Это — ответ на вопрос о том, что такое лечебная и оздоровительная косметика, чем они отличаются друг от друга и какие задачи выполняют.
Какая косметика в аптеках?
Второй важный момент, который требуется обозначить, — чем отличается оздоровительная косметика от той, что продается в аптеках? С одной стороны, ничем, поскольку в аптеках действительно может продаваться косметика, относящаяся к данной группе. С другой стороны, отличия могут обнаружиться весьма значительные, поскольку в аптеках сегодня продается много чего. Фактически там может продаваться любая косметическая продукция, прошедшая регистрацию и имеющая сертификат безопасности.
Сертификацию косметики в России проводят несколько лабораторий, которые входят в специальный перечень Минздрава. Однако, поскольку у косметики много определений и они очень «широкие» (как было сказано выше), а законодательной «ниши» она не имеет, то аптечную и лечебную сертифицируют так же, как и любую другую косметику. И если косметика прошла сертификацию, то она уже может продаваться в любой розничной точке, в том числе и в аптеке, а ее деление на лечебную, оздоровительную и т.п. становится достаточно условным,
Очень часто в аптеке можно встретить продукцию тех же марок, которые продаются в супермаркете, в метро, на лотках в подземных переходах и даже на рынке. Продажа косметики в аптеках — актуальное направление дистрибуции парфюмерии и косметики. Для региональных представителей косметических компаний это дополнительная «ниша» на рынке, для самих аптек — источник дополнительного дохода. В то же время, порой наблюдается уже затоваривание аптек косметикой. На витринах соседствуют дорогие импортные аптечные марки и простейшие кремы, шампуни, лосьоны и даже одеколоны «масс-маркет». Аптеки берут косметику на реализацию и не слишком беспокоятся о том, каким спросом пользуются «сопутствующие товары». В итоге производитель остается недоволен уходом товара, а потребитель разочарован в «аптечной» косметике: ждал чего-то особого, а эффект нулевой.
Доверие к "Независимым дистрибьюторам"
Можно ли приобрести оздоровительную косметику у «консультантов по красоте» и «независимых дистрибьюторов»? Да, это так, несмотря на то, что распространение товаров через «сеть» все еще рождает у российских потребителей сомнение в качестве. Впрочем, косметика, пожалуй, принадлежит к той группе товаров, которая как раз таки уже получила «кредит доверия», поскольку халтуры среди популярных марок нет.
Почему некоторые производители продают косметику через дистрибьюторов? Производители утверждают, что так дешевле — и для них, и для покупателей. При продаже через магазины между производителем и конечным потребителем возникает цепочка посредников, каждый из которых закладывает свой процент прибыли и «вешает» на покупателя свои накладные расходы. В «сети» товар доставляется вам прямо на дом или на рабочее место, в любое удобное время, вместе с обилием рекламных материалов и индивидуальной консультацией. При покупке косметики у «сетевика» вы можете, так же, как в любом магазине, попросить сертификаты, информацию о результатах лабораторных и клинических испытаний, составе средств и о том, что представляет собой производитель.
Основное отличие честной компании от «пирамиды» заключается в том, что последняя создается не для продвижения товаров и услуг, а ради сбора денег вышестоящими у нижестоящих.
А в сетевом маркетинге деньги появляются не за счет взносов, а за счет реализации компанией продуктов и услуг в потребительской сети. Доход каждого участника складывается за счет прибыли компании, которую она распределяет между своими дистрибьюторами. Таким образом, «честный» сетевой бизнес заинтересован в том, чтобы как можно больше людей купили продукцию, убедились в ее качестве и стали постоянными клиентами.
Хороший дистрибьютор также всегда сам пользуется теми товарами, которые продает: ведь в этом случае его агитация становится более убедительной.
Негативное отношение к «сетевой косметике» связано еще порой и с тем, что очень многие женщины пробовали себя на этом поприще, но далеко не многие преуспели. По статистике, две трети дистрибьюторов бросают едва начатый бизнес в первый же год работы — не получается. Но ведь наука продавать и общаться с людьми — серьезная наука, не менее сложная, чем все другие профессии. И не каждому это по плечу. А качество товара ни при чем.